РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Профилактика профессионального выгорания включает:
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
- стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворению потребности в общении;
- старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);
- старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);
- стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.
3. Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
4. Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.
5. Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, необходимо обратиться к психологу с целью проведения специальной работы по отреагированию травматического опыта.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами.
· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими
НЕ позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это возможно;
· Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.
Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
- танцы
- ароматерапия
- прослушивание спокойной, тихой музыки;
- общение с супругом(гой), детьми, внуками;
- рукоделие;
- общение с искусством.
Рекомендации педагогам и родителям
«Внешние признаки, свидетельствующие об употреблении подростком наркотических и психоактивных веществ»
В работе профилактики важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы наркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех ее преодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения подростка. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:
- Точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
- Состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуаций);
- Неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
- Заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
- Необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к оценкам;
- Сужение круга интересов, потеря к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
- Частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются вышеуказанные черты;
- Игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
- Быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная и нечеткая речь;
- Ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям;
- Малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «колеса», «план», «ханка», «чек» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела?», «достал?», «есть что почитать?» и т.п.);
- Появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика – символа ЛСД);
- Частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
- Стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
- Обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов.
мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые вовсе пахнут не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под различных средств бытовой химии.
Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызвать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.
Рекомендации классному руководителю по взаимодействию
с учащимися с девиантным поведением
- Стремитесь понять мотивы поведения и эмоциональное состояние несовершеннолетнего, найти с ним контакт.
- Выражайте принятие и поддержку учащегося.
- Стремитесь увидеть в учащемся личность, признавая за ним право на собственное мнение, давайте возможность доказывать свою правоту.
- Руководите, подавая пример (делать то, о чем говоришь, к чему призываешь).
- Налаженный эмоциональный контакт позволит вести разговор с учащимся на любые темы.
- Избегайте морализаторства.
- Никогда не унижайте подростка, особенно в присутствии его сверстников.
- Не критикуйте и не высмеивайте того, что важно и дорого для н/л, проявляйте деликатность в разговорах о семье, событиях личной истории
- Стремитесь увидеть лучшие качества учащегося, опирайтесь на них.
- Необходимо верить в возможности изменения учащегося, способность к решению стоящих перед ним задач
- Поощряйте инициативу и старание учащегося, поддерживайте стремление обогащать свой опыт и изменяться.
- Стремитесь замечать и отмечать успех учащегося, радоваться за его достижения.
- Сохраняйте эмоциональное равновесие, старайтесь эффективно справляться с разочарованием, раздражением, гневом.
- Показывайте пример управления эмоциональным состоянием, профилактики и разрешения конфликтов в отношениях с учащимися и коллегами.
- Поддерживайте проявления взаимодействия и сотрудничества в коллективе, инициативу и усилия коллектива в вопросах самоуправления, воспитательного воздействия на своих членов.
- Проявляйте чувство юмора, используйте шутку и юмор как средство разрешения напряженных ситуаций, поддержания позитивной атмосферы в коллективе.
- Стремитесь не ограничивать взаимодействие с подростком формальными рамками, демонстрируйте готовность «поговорить по душам», находите время и возможности для индивидуальных контактов с воспитанниками. При этом сохраняйте дистанцию - не допускайте «панибратства», не заключайте с учащимся сделок и «коалиций»
- Проявляйте терпение и выдержку, избегайте эмоционального «реагирования», стремитесь принимать решения на основе анализа ситуации и взвешивания альтернатив.
Памятка
по обследованию условий проживания
несовершеннолетнего в семье
При обследовании и оформлении акта необходимо обратить внимание на следующие характеристики:
- общее состояние жилища;
- санитарное состояние, наличие удобств;
- обеспеченность мебелью, бытовой техникой;
- наличие места (комнаты) для ребенка;
- размер и регулярность получения заработной платы;
- пособие на ребенка;
- пенсии или другие выплаты;
- разовые, единовременные выплаты;
- ведение подсобного хозяйства;
- место для сна ребенка, постельное белье, его состояние;
- наличие гигиенических принадлежностей;
- наличие одежды;
- обеспеченность школьными принадлежностями;
- организация питания ребенка, наличие приготовленной пищи и запасов продуктов питания;
- визуальная оценка физического и эмоционального состояния ребенка;
- медицинская помощь ребенку, хронические заболевания, своевременность обращения за медицинской помощью;
- отношение родителей к своим родительским обязанностям;
- отношение родителей к труду;
- есть ли алкогольная зависимость у родителей;
- факты криминального поведения родителей;
- физическое и психологическое здоровье родителей;
- в какой степени условия проживания соответствуют потребностям ребенка.
О направлении алгоритма Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь разработало алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (далее – алгоритм). Направляем алгоритм, просим довести его до сведения и использования в работе всем заинтересованным. Заместитель Министра Р.С.Сидоренко АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования 1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка». Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое. Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка 2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47. Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3 .
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации. Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет. Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию. Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции. Педагогическим работникам в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на: 1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы. 2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. 3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.4
4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные Министерством внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2017. 4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями; несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев; противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка; обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью; неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить; обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве. Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника. Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть: информация, поступившая от ребенка; информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего; информация, поступившая от работников учреждений образования; информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан; информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком; информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования. Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1–4 настоящего алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия: незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы; поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи; незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования: осуществляют изучение и анализ поступившей информации; в установленном порядке проводят проверку по представленной информации. В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 14.12.2017, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка. При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования 5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи»